Любовь к серьгам — это не только дань моде. Это украшение всегда наделяли особым смыслом: их считали символом соблазнения, сексуальности и женственности. В некоторых племенах серьги до сих пор считаются защитой от дурных помыслов: например, в Мали девушкам вставляют в уши по 18 сережек, чтобы уберечь их от распутства до свадьбы.
Бронзовый век
По данным археологических раскопок, серьги носили уже в Бронзовом веке. Такие выводы можно сделать на основе останков древнего человека, обнаруженных в итальянских Альпах. Хоть серег при нем не было, но в ушах исследователи обнаружили отверстия диаметром 7-11 миллиметров.
На основе этой находки ученые делают вывод, что первые серьги имели мало общего с современными. Скорее, они напоминали «тоннели», которые устанавливаются в широкое отверстие, проколотое в мочке уха. Похожие выводы можно сделать, если взглянуть на сохранившиеся статуи Будды Шакьямуни: его изображают с вытянутыми мочками, почти достающими до плеч.
Древний Египет
Серьги можно увидеть в рисунках на надгробиях и статуях III века до нашей эры. Прокол ушной мочки появился, вероятнее всего, на Востоке. Египетские мужчины и женщины изображались с золотыми серьгами простой формы. В гробнице царя Тутанхамона, погребенного в 1232 г. до н.э., также были серьги из золота.
Украшение служило нескольким целям:
- продемонстрировать класс, богатство и статус;
- обозначить вероисповедание или род;
- защитить от болезней.
Древние египтяне полагали, что злые духи и болезни проникают через отверстия в нашем теле, в том числе через ухо. Украшая ушную раковину серьгами с драгоценными камнями, они намеревались отпугнуть духов, а также излечиться от головной боли.
Древняя Греция и Рим
В Древней Греции серьги делали из золота, поступающего в Востока. Были популярны всего 3 модели:
- лунница;
- спираль;
- конус.
Украшения носили женщины из богатого сословия, чтобы продемонстрировать свой статус. Серьги украшали жемчугом, топазами, сапфирами и гранатами. Гетеры носили недорогие украшения без камней — преимущественно круглые конго.
В Древнем Риме серьги носили рабы и воины. По мере усовершенствования ювелирного дела они стали популярны и у других слоев населения. Мастера создавали подвесные серьги с жемчугом и драгоценными камнями, чтобы удовлетворить изысканные вкусы новой элиты.
Средние века
Принято считать, что в Европу серьги попали благодаря пиратам. Путешествуя между странами, они способствовали взаимному обмену и смешению культур. Моряки и сами носили серьги: небольшое украшение из драгоценного металла должно было покрыть расходы на похороны в случае безвременной кончины.
Но к XI веку серьги вышли из моды. Состоятельные горожане стали носить объемные прически, шляпы и высокие воротники. К такому наряду сложные украшения для ушей не шли — разве что совсем крошечные.
В XIII веке католическая церковь полностью запретила прокалывание ушей. Она заявила, что люди не должны менять свое тело каким-либо образом, так как созданы по образу и подобию Бога. Нарушали запрет только представители низших сословий.
Воры прокалывали уши, чтобы продемонстрировать свое презрение к правилам, принятым в обществе. Крестьяне вставляли серьгу в ухо единственному мальчику в семье, или ребенку, рожденному после смерти другого. Взрослый мужчина, носивший серьги в обоих ушах, был последним представителем своей семьи: это был знак, что его не могу взять на войну, так как род прервется навсегда.
Эпоха Возрождения
Во времена эпохи Возрождения вернулись в моду короткие стрижки, а вместе с ними — и серьги. Дамы из высшего сословия стали носить модели с яркими самоцветами, а главные модницы — с жемчугом. Особой популярностью пользовались украшения с барочными жемчужинами неправильной формы.
В 1599 году в Европу попали первые тюльпаны. Повальное увлечение цветами отразилось и на ювелирном дизайне: серьги украшали цветочным орнаментом и искусно выполненными цветами из камней и металла. К XVII веку стали популярны
жемчужные серьги-капли: они стоили целое состояние из-за того, что трудно было найти две жемчужины одинаковой формы, цвета и размера.
Серьги носили не только леди, но и джентльмены. На сохранившихся портретах того времени видно, что Уильям Шекспир, Фрэнсис Дрейк и сэр Уолтер Рэли также украшали ухо серьгой.
XVIII-XIX век: новая волна популярности
К XVIII веку серьги стали самым популярным ювелирным украшением. Аристократия носила роскошные жирандоли, напоминающие по форме люстру, или модели с пенделоками — свободно висящими подвесками, на конце которых располагался один длинный кулон.
Ко второй половине XIX века серьги становились все длиннее, некоторые доходили даже до плеч. Ювелиры придумывали оригинальные формы подвесок — в виде ведра, ветряной мельницы, молотка и других инструментов. Они вдохновлялись восточными мотивами и классической римской эпохой, а также Египтом и идеей «возвращения к природе».
XX век: новые правила
К началу ХХ века дизайн серег стал эклектичным и интернациональным. Модницы носили:
- цыганские и испанские серьги-подвески;
- серьги «конго»;
- украшения в египетском стиле;
- винтажные украшения.
В 1920-х годах в моду вернулись длинные серьги-капли, а в 1930-х — короткие, прилегающие к мочке уха. Декором служили вставки из лазурита, сердолика, оникса, нефрита и других самоцветов. Внешний вид определяли популярные стили ар-нуво и ар-деко.
В 1920-50-х годах вошли в моду клипсы. Недорогих украшений становилось все больше, но проколоть уши было негде: и в Европе, и в США, и в СССР прокол обычно делали дома, с помощью толстой швейной иглы. Клиники стали предоставлять эту услугу намного позже.
Считается, что популярности серег поспособствовала королева Елизавета II. В качестве свадебного подарка она получила пару бриллиантовых серег. Чтобы носить их, она проколола уши. Ее примеру последовали тысячи молодых девушек и женщин по всему миру.
Мода 1970-х провозгласила идеалом естественную красоту. В этот период носили небольшие, изящные, тонкие украшения, изготовленные как из драгоценных металлов, так и бижутерии. Серьги вновь стали носить мужчины, но не все: члены мотоциклетных банд, моряки и гомосексуалы. Украшение, как и в древние времена, стало способом отличить «своих» от «чужих».
В 1980-х серьги стали невероятно эффектными и красочными. Массивная бижутерия уравновешивала объемные прически и эффектный макияж, которые тогда были в моде. Особой популярностью пользовались крупные кольца и серьги, закрывающие нижнюю половину уха.
К началу 1990-х ювелирный дизайн стал более сдержанным. Серьги с матовой фактурой и минималистичным декором прекрасно сочетались с повседневной одеждой в стиле «кэжуал». Вместе с тем, были популярны и гламурные модели, напоминающие винтажные жирандоли. Серьги стали популярной формой самовыражения, а их внешний вид — делом личного выбора.
XXI век: что дальше?
В наши дни серьги могут быть абсолютно любыми — огромными и крошечными, брутальными и женственными. Кажется, что все существующие правила дизайна многократно пересмотрены и переосмыслены. Но мода никогда не останавливается, и какой она будет еще через десяток лет — невозможно представить.
Видеоматериалы по теме: