Украшения Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль

Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль

Минанкари — ювелирная техника, популярная в Грузии. Как и сотни лет назад, она по-прежнему выполняется вручную, что делает каждое украшение уникальным: точно повторить узор на его поверхности попросту невозможно. Украшения, выполненные в этой технике, выделяются насыщенной цветовой гаммой — настоящее буйство красок.

Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль

История популярности

Техника эмалирования стала использоваться на территории Грузии очень давно. Самые древние образцы, найденные археологами, созданы около II в. до н. э. Изначально она зародилась в Византии, но постепенно распространилась и на близлежащие государства.

В V–IV веке до н.э. эмалью украшали не только аксессуары, но и предметы быта. Сохранились декоративные изделия, ножны, медальоны, цветные иконы, выполненные в технике минанкари. Все они представлены в Музее Искусств Грузии. Там же можно увидеть инструменты, которыми пользовались для эмалирования: небольшую печь с перфорированным куполом и перья, служившие кисточками.

В XV веке началась эпоха войн и междоусобиц. Из-за этого техника минанкари была надолго забыта. Интерес к ней проснулся только в 60-х годах прошлого века, благодаря стараниям историка Эрмиле Магради.

Характерные особенности

Минанкари — сложная и трудозатратная эмальерная техника. Она не поддается механизации, а метод создания украшений неизменен на протяжении последних двенадцати столетий. От мастера требуется максимальное внимание, усидчивость, терпеливость, а главное — много практики.

Для грузинской эмали характерно преобладание красочных орнаментов. Часто можно встретить оттенки зеленого, красного, синего, коричневого. Некоторые цвета — например, болотный и винный — свойственны только местным художникам.

Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль

Техника выполнения

Эмаль наносят на заготовку из золота, высокопробного серебра или меди. В старину чаще использовалось золото, теперь — серебро. Другие металлы и сплавы для выполнения техники не годятся.

Мастер определяется с тем, какие цвета будет использовать в работе. Для этого он использует специальную палитру с номерами. Дело в том, что при запекании в печи цвета пигментов изменятся — и чтобы получить нужный узор, приходится ориентироваться по номерам.

Ювелир наносит прозрачную эмаль на подготовленную металлическую основу, запекает ее в печи на протяжении пары минут. Затем гнет из тонких металлических полосок нужный узор и прикрепляет к металлу, а в получившиеся ячейки распределяет цвета и снова отправляет изделие в печь. Операция повторяется до тех пор, пока слои краски не заполнят форму до краев.

После этого мастер шлифует поверхность украшения до зеркального блеска. Если работа выполнена на совесть, изделие получается гладким, блестящим, без выступающих краев.

Применение

Минанкари широко используется при создании самых разных изделий. С помощью этой техники издавна украшают иконы. Примером служит икона Цилканской Божьей Матери, находящаяся в Мцхетском храме.

Ювелирные изделия с эмалью популярны среди туристов. Они покупают броши, кулоны, серьги, подвески с яркими узорами. Встречаются и более необычные работы — например, елочные игрушки, украшенные минанкари.

Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль

Современные мастера

Крупных ювелирных предприятий, которые бы выпускали изделия в технике минанкари, в Грузии нет. Как нет и академического образования в этой сфере: все навыки и секреты передаются только с помощью курсов или обучения у конкретного мастера. Из-за этого почти каждый ювелир, работающий с минанкари, имеет собственный авторский «почерк».

Некоторые из мастеров прославились не только у себя на родине, но и за ее пределами. Самые известные из них — Нино Буркадзе, Тея Гургенидзе, Гиорги Гудушаури и другие.

Видеоматериалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Минанкари — грузинская перегородчатая эмаль - статьи о ювелирных изделиях и украшениях - DragZoloto.ru