Имитация — это копия ювелирного камня, отличающаяся от него по химическому составу, структуре, свойствам. Она может понадобиться, если оригинальный камень редок, дорог или не подходит для использования в качестве декоративной вставки. Имитации используют и порядочные производители, и мошенники. Разница в том, что одни сообщают о замене драгоценного камня копией, другие — нет.
Природные
Изготавливаются на основе схожести между двумя драгоценными камнями природного происхождения. Более дорогой и редкий образец из этой пары заменяют дешевым. Например, вместо алмаза может использоваться:
- горный хрусталь;
- лейкосапфир;
- шеелит;
- бесцветный топаз;
- бесцветный берилл и другие минералы.
Наиболее известны имитации драгоценных камней I порядка камнями II и III порядка. Но и недорогие самоцветы тоже копируют: так, аквамарины часто «играют роль» топазов. На бирке изделия должно быть указано, какой именно камень используется в качестве вставки.
Синтетические
Создаются в лаборатории в условиях, приближенных к естественным. Идентичны природным образцам по химическим, физическим, оптическим свойствам. Разница в том, что образуется такой камень быстрее, причем человек может контролировать цвет и размеры будущего образца.
Синтезируют далеко не все камни. Наиболее известны синтетические имитации алмазов — фианиты, сегнетоэлектрики, карборунды, фабулиты, а также синтетические сапфиры и рубины, и гидротермальные изумруды. По нормам законодательства, на бирке ювелирного изделия с такой вставкой должна быть надпись «синт.».
Составные
Состоят из нескольких «склеенных» камней. В основании — недорогой минерал или цветное стекло, поверх которого наплавляют тонкую пластинку драгоценного камня.
После огранки почти не отличимы от настоящего самоцвета.
Составные имитации — преимущественно дублеты, реже — триплеты. Их выявляют с помощью лупы, изучая резкое изменение блеска на любой из сторон от линии соединения. Современные дублеты и триплеты внешне выглядят очень реалистично: отличить их «на глаз» трудно даже профессионалу.
Реконструированные
Изготовлены путем прессования или плавления природных материалов: осколков кристаллов, низкокачественных камней, отходов ювелирного производства. Подготовленное сырье измельчают в порошок, добавляют связующие компоненты и красители, запекают. Таким образом можно изготовить камни почти любого размера.
Метод используется для создания имитаций бирюзы, яшмы, авантюринов, лазуритов. Он позволяет имитировать прозрачный или просвечивающий в тонком слое камень.
Стеклянные
Самые доступные и распространенные имитации. К ним относятся стразы — сплав из кремнезема, окиси свинца, поташа и других добавок, придуманный в конце XVIII века. Он обладает сильным блеском и высокой дисперсией, хорошо поддается огранке, а внешне напоминает бриллиант.
Стеклянные имитации легко распознает опытный ювелир. В отличие от природных камней, они всегда ощущаются чуть тёплыми. Это происходит потому, что теплопроводность стекла — низкая.
Пластмассовые
Изготавливаются из пластических масс — аминопласт и акрилатов. Могут иметь разную степень прозрачности, сильный блеск, высокую механическую прочность. Используются для создания имитаций природного жемчуга, янтаря, опала, коралла. Иногда производители дают им собственные названия — например, «необирюза».
Пластмассовые имитации получаются однообразными. Их нетрудно распознать по внешнему виду: они мягче и легче природных камней, окрашены слишком правильно и равномерно.
Видеоматериалы по теме: