Имитации: все о «ненастоящих» драгоценных камнях

Имитация — это копия ювелирного камня, отличающаяся от него по химическому составу, структуре, свойствам. Она может понадобиться, если оригинальный камень редок, дорог или не подходит для использования в качестве декоративной вставки. Имитации используют и порядочные производители, и мошенники. Разница в том, что одни сообщают о замене драгоценного камня копией, другие — нет.

Природные

Изготавливаются на основе схожести между двумя драгоценными камнями природного происхождения. Более дорогой и редкий образец из этой пары заменяют дешевым. Например, вместо алмаза может использоваться:

  1. горный хрусталь;
  2. лейкосапфир;
  3. шеелит;
  4. бесцветный топаз;
  5. бесцветный берилл и другие минералы.

Наиболее известны имитации драгоценных камней I порядка камнями II и III порядка. Но и недорогие самоцветы тоже копируют: так, аквамарины часто «играют роль» топазов. На бирке изделия должно быть указано, какой именно камень используется в качестве вставки.

Синтетические

Создаются в лаборатории в условиях, приближенных к естественным. Идентичны природным образцам по химическим, физическим, оптическим свойствам. Разница в том, что образуется такой камень быстрее, причем человек может контролировать цвет и размеры будущего образца.

Синтезируют далеко не все камни. Наиболее известны синтетические имитации алмазов — фианиты, сегнетоэлектрики, карборунды, фабулиты, а также синтетические сапфиры и рубины, и гидротермальные изумруды. По нормам законодательства, на бирке ювелирного изделия с такой вставкой должна быть надпись «синт.».

Имитации: все о «ненастоящих» драгоценных камнях

Составные

Состоят из нескольких «склеенных» камней. В основании — недорогой минерал или цветное стекло, поверх которого наплавляют тонкую пластинку драгоценного камня.

После огранки почти не отличимы от настоящего самоцвета.

Составные имитации — преимущественно дублеты, реже — триплеты. Их выявляют с помощью лупы, изучая резкое изменение блеска на любой из сторон от линии соединения. Современные дублеты и триплеты внешне выглядят очень реалистично: отличить их «на глаз» трудно даже профессионалу.

Реконструированные

Изготовлены путем прессования или плавления природных материалов: осколков кристаллов, низкокачественных камней, отходов ювелирного производства. Подготовленное сырье измельчают в порошок, добавляют связующие компоненты и красители, запекают. Таким образом можно изготовить камни почти любого размера.

Метод используется для создания имитаций бирюзы, яшмы, авантюринов, лазуритов. Он позволяет имитировать прозрачный или просвечивающий в тонком слое камень.

Стеклянные

Самые доступные и распространенные имитации. К ним относятся стразы — сплав из кремнезема, окиси свинца, поташа и других добавок, придуманный в конце XVIII века. Он обладает сильным блеском и высокой дисперсией, хорошо поддается огранке, а внешне напоминает бриллиант.

Имитации: все о «ненастоящих» драгоценных камнях

Стеклянные имитации легко распознает опытный ювелир. В отличие от природных камней, они всегда ощущаются чуть тёплыми. Это происходит потому, что теплопроводность стекла — низкая.

Пластмассовые

Изготавливаются из пластических масс — аминопласт и акрилатов. Могут иметь разную степень прозрачности, сильный блеск, высокую механическую прочность. Используются для создания имитаций природного жемчуга, янтаря, опала, коралла. Иногда производители дают им собственные названия — например, «необирюза».

Пластмассовые имитации получаются однообразными. Их нетрудно распознать по внешнему виду: они мягче и легче природных камней, окрашены слишком правильно и равномерно.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector