Финифть — технология создания художественных произведений, история которой
насчитывает сотни лет. Она предполагает нанесение на металлическую основу специальной эмали — стекловидного порошка. После обжига и введения добавок эмаль приобретает нужные оттенки — от ярко-красного до травянисто-зеленого.
Украшения с финифтью всегда выглядят необычно. Их покупают не только как сувениры. Некоторые современные мастера умело используют старинную технику, создавая с ее помощью оригинальные работы, которые можно носить каждый день.
Разновидности
Ремесло финифти зародилось и активно развивалось в двух центрах — Ростове великом и Вологде. В связи с этим выделяют две школы, каждая из которых имеет свою историю.
Ростовская
Техника горячего эмалирования была открыта в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Он придумал, как использовать эмалевые краски для создания художественных произведений. Петр I привез образцы красок в Россию, заинтересовав местных народных умельцев.
В этот период при Ростовском архиерейском дворе появилась финифтяная мастерская, а вскоре — и отдельные мастера, сотрудничавшие с монастырями и городскими церквями. Эмальеры-финифтянщики возникли и в других городах, но именно Ростов стал главным центром эмалирования. Эта традиция сохранилась и по сей день.
В советские годы была открыта фабрика «Ростовская финифть». Она выпускала небольшие финифтяные миниатюры, дополненные сканью — тонким кружевом из металлической проволоки. Сканная оправа позволила использовать финифть при изготовлении ювелирных изделий.
Вологодская
Центром Вологодской финифти стал Сольвычегодск. Мастера-эмальеры использовали те же материалы и технологии, что и в Ростове, но с небольшими отличиями. Они предпочитали традиционную роспись по белой эмали, обращаясь преимущественно к растительным мотивам — многоцветному изображению цветочных орнаментов, зверей и птиц.
В начале XVIII века направление претерпело изменения. Все больше мастеров стали обращаться к однотонной финифти, используя в росписи только один цвет — белый, синий, зеленый. Возвращение к многоцветной росписи произошло только в 70-е годы прошлого века.
Техники и приемы
Для нанесения эмалевых красок на белую металлическую основу используются разные техники и приемы:
- Расписная. Рисунок наносят эмалевыми красками с добавлением эфирных масел, а затем обжигают. Температура обжига подбирается в соответствии температурой плавления нового цвета.
- Перегородчатая. На металлическое основание напаивают проволоку, создавая небольшие ячейки. Их заполняют эмалевыми красками.
- Выемчатая. Основу покрывают углубления, выполненными с помощью штамповки, чеканки или других техник. Затем внутрь накладывается эмаль.
- Сканная. Техника похожа на выемчатую, но углубления обрамлет скань из витой проволоки.
- Витражная. Эмаль заполняет звенья ажурной металлической сетки.
Это далеко не полный список техник эмалирования. При создании ювелирных украшений могут использоваться несколько техник в одном изделии.
Украшения с финифтью
В древности финифть была показателем богатства и роскоши: ее могли позволить себе очень немногие. Современные украшения с финифтью более доступны. В дизайне преобладают:
- пейзажи;
- портретные миниатюры;
- исторические миниатюры;
- сюжетные композиции.
Украшения с финифтью — женские. Большинство таких изделий достаточно крупные, поэтому подходят обладательницам пышных форм. Серьги и ожерелья с финифтью эффектно дополняют не только наряд в этностиле, но и повседневный образ в стиле кэжуал. Универсальный вариант — брошь или кольцо, украшенное рисунком в старинной технике: они смотрятся необычно и ярко.
Особенности ухода
Украшения с финифтью нужно бережно хранить. Эмаль чувствительна к механическим повреждениям: ее следует оберегать от сильных ударов или падения с высоты. Изделия с финифтью нужно хранить отдельно от других украшений, чтобы не поцарапать.
В остальном требования к уходу стандартны. Для очистки от повседневных загрязнений можно использовать деликатные моющие средства и мягкую ткань. При правильном уходе финифть не будет менять цвет долгие годы.