Мировая история колец: от древних времён до наших дней

Мировая история колец

Кольцо — самое распространенное украшение на планете. Оно присутствовало почти в каждой древней культуре, выступая символом власти, богатства и социального статуса. За тысячелетия существования колец их значение менялось, но форма осталась неизменной.

Мировая история колец. Древний Египет

Древний Египет

По одной из версий, первое кольцо — правда, еще совсем не ювелирное — появилось в первобытные времена. Создал его влюбленный мужчина. Увидев женщину неописуемой красоты, он перевязал ее талию, руки и ноги веревками, чтобы удержать под контролем. Так кольцо, или окружность, приобрело символ власти.

Большинство исследователей сходятся в мнении, что первые украшения в виде кольца появились на Ближнем Востоке, но где именно — доподлинно неизвестно. Есть сведения, что их носили:

  • древние халдеи;
  • вавилоняне;
  • персы;
  • египтяне.

Так как культура и история этих народов оказались тесно переплетены в ходе взаимной торговли и войн, то правильной может оказаться любая из версий.

В Библии первое упоминание о перстне встречается в Бытии 41.42. Египетский фараон примерно в 1800 г. до н.э. дарит Иосифу свой перстень с печаткой. Исследователи полагают, что подарок предназначался не в качестве украшения, а для подтверждения финансовых обязательств и государственных дел. Печатки в то время были большими и неудобными: их носили не на пальце, а на руке.

Первые обручальные кольца появились в Древнем Египте. Они изготавливались из тростника, кожи и кости, а также стекла и глины. Позднее появились кольца из металла. Украшение носили на безымянном пальце: его круглая форма, без конца и края, символизировала вечный союз двух людей.

Мировая история колец. Древняя Греция

Древняя Греция

В жизни древних греков ювелирные изделия играли важную роль: их использовали во время религиозных обрядов, а также в качестве украшений. Изначально методы изготовления были заимствованы у других культур, и проникли в Грецию благодаря активной торговле со странами Ближнего Востока.

Первые древнегреческие кольца во многом напоминают египетские, но со временем появляется собственный «греческий» стиль. Для него характерно:

  • обилие золотых деталей;
  • использование драгоценных камней;
  • замысловатый дизайн с растительными и животными мотивами.

Украшения передавались из поколения в поколение, поэтому создавались из долговечных материалов. Они стали более яркими, благодаря появлению техники эмалирования, а также замысловатыми — была придумана филигрань. Новые инструменты позволили создавать затейливые камеи и инталии.

Мировая история колец. Древний Рим

Древний Рим

Во времена Древнего Рима традиция обмена обручальными кольцами укрепилась. Вначале она была частью языческого обряда, позднее — христианского. По некоторым данным, кольцами обменивались во время помолвки, но не венчания: это был формальный обряд, и носить украшение на протяжении всей жизни было не обязательно. Римский писатель Плавт (254–184 г г. до н.э.) называл такое кольцо «залогом любви».

Золото отлично подходило для создания украшений — пластичный, износостойкий, красивый металл. Но в самом начале существования империи его было мало. Свободное золото использовалось для торговли и других практических целей, а не для изготовления легкомысленных украшений. Кольца стали делать из железа.

Благодаря развитию международных отношениях и торговле ювелирное дело стало активно развиваться. Ювелиры организовали собственную гильдию, и оттачивали мастерство, учась филиграни и другим сложным техникам. Широко использовались драгоценные камни:

  • сапфиры;
  • гранаты;
  • гагат;
  • бриллианты;
  • изумруды.

Дизайн украшений претерпел некоторые изменения. Появились кольца Феде, которые изображали две сложенные руки. Название происходило от выражения mani in fede — «руки, сложенные в вере».

Распространение получили перстни-печатки, которые носились на пальце и использовались в качестве личных подписей. Они были нужны для подтверждения передачи товаров и другого имущества.

Мировая история колец. Средние века и Возрождение

Средние века и Возрождение

В Средние века кольцам стали приписывать магические свойства. Считалось, что они обладают особой силой, как любой непрерывный круг. Кольца служили амулетами и талисманами: их украшали фигурами, символами и словами, способными отразить настоящее зло.

Кольцо не только отождествлялось с оккультизмом и магией, но и использовалось как орудие убийства. В Венеции эпохи Возрождения называли этот вид украшения стали называть anello della morte, или «кольцом смерти». Внутри изделия находился смертоносный яд, поступавший наружу через крошечное острие, которое приводилось в движение скрытой пружиной. Одно рукопожатие — и смерть.

Кольца носили воины. Боевые перстни, украшенные массивными вставками из твердых камней, надевали во время кулачных боев. Лучники надевали защитные кольца, чтобы предохраниться от порезов тетивой.

Обручальные кольца стали использоваться в христианских свадебных обрядах. Но сложные изделия, украшенные гравировкой и камнями, церковью осуждались как чрезмерно роскошные. Это привело к появлению гладких обручальных колец, популярных и в наши дни.

В XV веке кольца стали украшать отрывками из стихов или христианских текстов. Дизайн эволюционировал от сложного к более простому: вначале надписи размещали с наружной стороны, потом — с внутренней. Это произошло не только под влиянием церкви, но и из-за изменения отношения к институту брака: его стали рассматривать как нечто личное, интимное, не предназначенное для всеобщего обозрения.

В эпоху Возрождения появились кольца Гиммеля — сложные конструкции-головоломки, состоящие из нескольких соединяющихся частей. Они использовались в качестве обручальных: объединение разных элементов в единое целое символизировало создание семьи. Кольца Гиммеля имели замысловатый дизайн, украшались эмалью, камнями и объемными символами:

  • сложенными ладонями;
  • цветами;
  • красными сердцами.

Особый интерес представляют еврейские обручальные кольца, появившиеся как минимум в Х веке. Они выделялись объемным изображением дома или храма, который мог открываться, подобно медальону. Внутри располагалась надпись на иврите. Еврейские обручальные кольца были украшены сложными филигранными узорами и эмалью, каждое из них требовало от ювелира высочайшего мастерства.

Первое обручальное кольцо с бриллиантом, о котором сохранились записи, было вручено в 1475 году на свадьбе Констанцо Сфорца и Камиллы Д’Арагона в Италии. Клятва, которой обменялись молодожены, гласила: «Две воли, два сердца, две страсти связаны в одном браке бриллиантом».

На Руси кольца изготавливали из меди и железа, позднее — из золота и серебра. Широко использовались камни — изумруд, сердолик, рубин, жемчуг. Кольца носили на всех пальцах, причем не только знать, но и простой люд. Во времена правления Николая I это украшение служило наградой видным деятелям искусства.

Мировая история колец. XVIII-XIX век

XVIII-XIX век

В викторианскую эпоху в Европе обручальные кольца все еще считались достоянием аристократии. Открытие алмазных месторождений в Южной Африке в сочетании с промышленной революцией создали идеальные условия для производства ювелирных изделий. Кольцо, которое дарили на помолвку, служило подтверждением серьезности намерений жениха, а также говорило о его состоятельности.

В Российской империи в это время украшения стали особенно роскошными. Камни старались устанавливать так, чтобы полоска металла стала совсем незаметной. Наряду со строгими бриллиантами использовались яркие и красочные самоцветы. Светские дамы надевали помногу украшений за раз: крупные серьги, по три браслета на руку, инкрустированные камнями пояса, а кольца носили на каждом пальце.

XIX век был периодом огромных промышленных и социальных изменений, но в ювелирном дизайне акцент часто делался на прошлом. В первые десятилетия были популярны античные мотивы: интерес к ним возник благодаря новым археологическим находкам. Ювелиры пытались возродить древние техники, и создавали украшения, имитирующие стиль Древней Греции, Средневековья и эпохи Возрождения.

В то же время, под влиянием интереса к ботанике и развития романтизма, стали популярны натуралистические мотивы. Кольца украшали хорошо узнаваемые символы:

  • цветы;
  • листья;
  • фрукты и ягоды.

К 1850-м годам дизайн стал все более сложным и экстравагантным: появились настоящие композиции из цветов и листьев. Они символизировали романтические и дружеские отношения. Возник настоящий «язык цветов»: кольцо с тем или иным символом содержало тайные послания для окружающих. Так дама могла намекнуть на светском балу, что готова к легкому флирту или чему-то большему.

В последние годы XIX века многие ювелиры стали выражать недовольство бурным развитием промышленности. Они намеренно отказывались от фабричной системы, позволяющей производить недорогие товары с простым дизайном, а сосредоточились на ручной работе. Сторонники этого подхода полагали, что процесс работы над кольцом не только повышает качество готового изделия, но и совершенствует духовный мир мастера.

Мировая история колец. ХХ век

ХХ век

Начало ХХ века ознаменовалось появлением нового стиля — ар-нуво, или модерна. Он продолжал традиции романтизма и символизма, стремившихся вовлечь в сферу прекрасного все области деятельности человека. Кольца этого периода имели извилистые и плавные линии, напоминающие контуры затейливых растений и цветов. Для украшения все чаще использовались не только драгоценные камни, но и непривычные материалы:

  • стекло;
  • рог;
  • эмаль.

Несмотря на периоды экономического спада и тяжелые последствия Первой мировой войны, ювелирный дизайн был инновационным и гламурным. В этот же период растет популярность стиля ар-деко. Его строгие геометрические узоры, образованные рядами драгоценных камней, символизировали наступление века машин. Кольца и перстни становились все более вызывающими и броскими.

Если в XVIII веке для изготовления колец ювелиры вовсю применяли платину, то после Первой мировой войны, и особенно после Второй — золото. Платина была нужна для военных нужд; кроме того, многие клиенты могли позволить себе только более дешевые золотые украшения.

Ювелирный дизайн становился все более интернациональным. Появлялись украшения, вдохновленные культурой Ближнего и Дальнего Востока, а Париж утратил первоначальный статус главного мирового центра моды — теперь он соперничал с Нью-Йорком. Дизайном украшений стали заниматься художники и дизайнеры из других областей: самый известный пример такой интеграции — ювелирные изделия Сальвадора Дали, провозгласившего «бесполезность» главным условием роскоши.

В 1939 году алмазодобывающая компания De Beers, пытаясь справиться с падением спроса на свою продукцию, запустила громкую рекламную кампанию «Бриллианты — это навсегда». В результате кольцо с прозрачным камнем стало символом помолвки во всем мире.

Начиная с 1960-х, границы представлений о ювелирном дизайне колец регулярно подвергались переосмыслению. Независимые молодые мастера стали создавать изделия с новыми материалами — синтетическими камнями, акрилом, пластиком, бумагой и текстилем. Бижутерия перестала быть чем-то зазорным, а превратилась в средство самовыражения.

Мировая история колец. Наши дни

Наши дни

Кажется, что для современного ювелирного дизайна нет границ. Кольца могут быть круглыми и квадратными, лаконичными и вычурными, простыми и сложными. Меняется отношение к ним в обществе: они уже не символизируют власть одного человека над другим, а становятся частью личного стиля.

Как и в любой отрасли, в ювелирном дизайне есть консерваторы. Они предпочитают проверенные веками техники, материалы и стили. Гладкие обручальные кольца, которые многие покупатели выбирают сегодня, почти не отличаются от тех, что были в ходу столетия назад, да и стоят недорого. И все же спрос на уникальные украшения, изготовленные на заказ, растет. Художники и дизайнеры, создающие ювелирные изделия, говорят о появлении нового направления — носимого искусства, которое ничуть не уступает изобразительному.

Видеоматериалы по теме:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector
Мировая история колец: от древних времён до наших дней – DragZoloto.ru