Винтажными украшениями обычно называют любые старинные ювелирные изделия. Это не совсем верно. Термином «винтаж» принято обозначать украшения, чей возраст не превышает 20-100 лет. Кроме того, в продаже можно найти псевдо-винтаж — изделия, копирующие дизайн и технологии, популярные несколько десятилетий назад.
Винтаж снова актуален: украшения с затейливым дизайном можно легко вписать в современный образ. Если вы хотите разобраться в нем получше, стоит изучить, как менялась ювелирная мода в течение последнего столетия.
Украшения 1920-х: арт-деко
Стиль арт-деко появился во Франции в 1920-х. Он затронул не только мир ювелирной моды, но и другие направления декоративного искусства, архитектуру и дизайн интерьера. Для стиля характерны:
- геометрические формы;
- прямые линии и углы;
- насыщенные цвета.
После окончания Первой мировой войны наступила эпоха свободы и смелости. На арене появились гангстеры, флэпперы и джаз. Ювелиры стали использовать более технологичное оборудование для обработки и изготовления украшений, а дизайнеры — экспериментировать с формами и цветом.
Платину потеснило более доступное белое золото. В 1920-х эта тенденция была еще слабо выражена, но уже спустя пару десятилей она стала ключевой. Платина понадобилась для нужд армии, да и спрос на эксклюзивные изделия с многозначными ценниками упал. Теперь все чаще ювелирные компании ориентировались на широкий круг потребителей со средним уровнем дохода, чем на узкий круг элиты.
В ювелирном дизайне стали часто использоваться некрупные цветные драгоценные камни — сапфиры, изумруды, рубины. Они позволяли подчеркнуть выразительность линий, а также расставить акценты. Несколько цветных камней, установленных в одном изделии, придавали дизайну игривые и кокетливые нотки.
Украшения 1930-1950-х: ретро
Понятие ретро охватывает период с 1935-го по 1950-е гг. Во многом ее определила Вторая мировая война и ее последствия. Началась эпоха гламура: ювелирные изделия стали броскими и яркими.
Для этого периода характерны:
- эклектика;
- футуристические мотивы;
- крупные драгоценные камни.
Тренд на использование цветных драгоценных камней продолжился, но теперь дизайнеры чаще стали использовать крупные вставки. Например, кольца украшали большим рубином, цитрином, аметистом, а вокруг него устанавливали мелкие бриллианты. Благодаря этому камень казался еще объемнее, а украшение — выразительнее.
Украшения 1960-х: дух экспериментаторства
Во всем мире 1960-е стали периодом социальных изменений, великих достижений и экспериментов. Это было время хиппи, пацифизма и Битлз. Человек впервые ступил на поверхность Луны, задумался о бессмысленности войн и насилия.
Все это оказало влияние и на ювелирную моду того времени. Украшения стали в меньшей степени символом высокого социального статуса, и в большей — инструментом для выражения индивидуальности. Ювелирные дизайнеры начали активно экспериментировать с искусственными материалами, и заимствовать элементы разных культур.
Для украшений этого периода характерны:
- геометрические формы;
- необычные материалы;
- монохромные цвета;
- цветочные орнаменты и узоры;
- космическая тематика.
В ювелирном дизайне часто использовались геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники, шестиугольники. В отличие от эпохи господства арт-деко, они стали более крупными и выразительными. Эти фигуры также приобрели объем — например, появились ювелирные изделия с выступающими углами и шипами.
В 1960-х годах заметно возрос интерес к бижутерии. Особенно популярными стали украшения из пластика. Новый материал привлекал внимание богатой палитрой оттенков, разнообразными фактурами и дешевизной. Также стали использоваться ювелирная смола, полимерная глина, кожа и бумага.
Выросла популярность украшений с монохромным дизайном. Как правило, это были черно-белые изделия из пластика и полимерной глины. Смелый контраст придавал экстравагантные черты даже не дорогим украшениям.
Существовала и противоположная тенденция — использование ярких и необычных цветов. В ювелирных украшениях стали появляться элементы персикового, фиолетового, вишневого цвета.
На моду 1960-х оказало большое влияние движение хиппи. Ювелирные дизайнеры обращались к миру природы, используя дерево, кожу, камни и перья. Многие украшения создавались вручную, материалы не подвергались окрашиванию и облагораживанию. В дизайне часто встречались цветочные и растительные мотивы.
Еще одна важная тенденция — обращение к космической тематике. Она проявлялась в использовании цвета «металлик», а также символов, изображающих небесные тела — солнце, луну и звезды.
Украшения 1970-х: богема
В 1970-х произошли серьезные изменения социальной и культурной парадигмы. Это повлияло и на ювелирную моду того времени. Она стала соответствовать стремлению к индивидуальности и богемному образу жизни.
Для украшений этого периода характерны:
- эклектика;
- блеск и объем;
- эксперименты с размерами.
До 1970-х при создании модного образа было принято придерживаться какого-то одного стиля. Теперь же это ограничение перестало быть актуальным. Разные стили стали сочетаться не только в рамках одного образа, но и в одном изделии.
На ювелирный дизайн оказал влияние стиль Disco. Украшения стали блестящими, сверкающими и яркими — такими, чтобы их было видно на танцполе. В большей степени это касалось бижутерии — браслетов, подвесок и серег.
Другим важным направлением стал богемный стиль. Он черпал вдохновение у природы, а также уделял внимание символизму украшений. В этот период появилась мода на кольца настроения, фенечки, разнообразные талисманы и амулеты. Браслеты из золота и серебра часто украшали гравировкой с именем любимого человека.
В этот период дизайнеры много экспериментировали с размерами украшений. Вошли в моду чокеры, лариаты, массивные браслеты и длинные серьги. Пальцы украшали коктейльными кольцами самых разнообразных форм и цветов.
Украшения 1980-х: мегаобъем
Ювелирные украшения 1980-х — объемные и очень крупные. Они стали не просто красивым аксессуаром, но способом выразить свою индивидуальность. Эта тенденция коснулась практически всех украшений — ожерелий, браслетов, коктейльных колец и серег конго.
Дизайнеры комбинировали традиционные и нетрадиционные ювелирные материалы. Например, золото и серебро могли сочетаться со стеклом, каучуком, пластиком. Все чаще в дизайне стали появляться неоновые цвета — нарочито яркие, пафосные и вызывающие.
В моду вошли ожерелья из жемчуга и его имитаций, причем самых невообразимых оттенков. Жемчужные нити укладывали в несколько рядов. Браслеты также затронул тренд на многослойность: несколько однотипных украшений располагали рядом, создавая широкую «манжету».
В 1980-х стали популярными броши. Их носили на лацканах пиджака, головных уборах и пальто. Как и другие украшения того периода, броши были массивными и объемными. В дизайне часто использовались растительные мотивы — листья, виноградные лозы и цветы.
Украшения 90-х: гранж, хип-хоп и гламур
В 1990-х ювелирные украшения стали доступными для всех. Это десятилетие принесло нам гранж, гламур и гламур, а также разные варианты сочетания этих стилей. Многие дизайнеры вдохновлялись поп-культурой и новыми жанрами музыки.
В начале десятилетия ювелирный дизайн оказался под влиянием стиля гранж. В моду вошли чокеры, широкие кожаные браслеты, готические кресты и небольшие серьги-пусеты. Также стали популярными нательные украшения из кожи и длинных цепей.
Позднее появился гламур: бренды начали выпускать роскошные серьги с подвесками, серебряные серьги конго, анклеты, коктейльные кольца. Снова возник интерес к кольцам настроения, меняющим цвет в зависимости от температуры тела.Аксессуары для волос, украшенные бабочками из искусственного жемчуга, золотистых и серебристых бусин носили все — от маленьких девочек до серьезных дам.
Как носить винтажные украшения
Винтажные украшения должны быть в хорошем состоянии. Если вы планируете использовать ювелирное изделие, которому более 20 лет, оцените его состояние. Если есть следы коррозии, загрязнения или царапины, обратитесь к мастеру для профессионального ухода.
Винтажные украшения можно сочетать с современными ювелирными изделиями, если в них есть какие-то общие черты. Это может быть цвет, форма, узор, материал. Если украшения не имеют ничего общего, лучше носить их по отдельности.
Учитывайте цвет и материал одежды, которую планируете дополнить украшениями. Ткани с металлическим отливом или пайетками не стоит сочетать с блестящими и яркими ювелирными изделиями. Идеальный вариант — черный или другой однотонный наряд из матовых тканей.
Видеоматериалы по теме: