Гильош — термин, который происходит от французского guillochis, или «узор из пересекающихся линий». Сложный рисунок наносят на твердые материалы: слоновую кость или металл. Техника нанесения узора называется гильошированием. Она используется при изготовлении колец, ювелирных часов и аксессуаров.
История
Искусство создания сложных переплетающихся узоров зародилось в XV-XVI веке, хотя популярным стало только в конце XVII века. Принцип нанесения пересекающихся тонких линий не был нов — так украшали керамику еще в глубокой древности. Но использование техники для декорирования металла привлекло внимание высшего света: ее стали применять при изготовлении табакерок, часов и ювелирных изделий.
Изначально узор гильош вырезали вручную. Постепенно его популярность привела к развитию токарного производства. Для гильоширования стали создавать качественные резцы, а также новые токарные станки: во время работы мастеру было важно, чтобы руки оставались свободными, поэтому изобрели оборудование с ножным управлением.
Гильошированием увлеклись многие представители знати — и мужчины, и женщины. Они покупали станки для нанесения узоров и самостоятельно осваивали сложную технику. По воспоминаниям современников, королева Виктория любила проводить время за одним из таких токарных станков, собственноручно украшая компас или зеркальце.
В XIX веке техника гильоширования пережила новую волну популярности. Причина — в инновационных идеях Карла Фаберже. Великий мастер предложил наносить на гильошированный он ювелирную эмаль, добиваясь невероятных визуальных эффектов. Его компания выполняла свыше 200 вариантов узоров гильош, окрашенных более чем в 150 разных оттенков. Пасхальные яйца и другие изделия от Фаберже до сих пор поражают ценителей тончайшей игрой цветов и поразительной точностью мельчайших деталей.
Виды
Современные мастера используют для нанесения узора гильош специальные 4-осные станки с ЧПУ. Наибольшее распространение получили такие техники:
- Oeil de Perdrix, «Перлаж», круговое зернение. Дословно переводится с французского как «глаз куропатки». Напоминает концентрические круги со смещением.
- Clous de Paris, или «Парижские гвозди». Этот гильош — самый известный и нестареющий. Он состоит из линий, пересекающихся под прямым углом.
- Grains d’Orge, или « Ячменное зерно». Пересекающиеся линии располагаются под углом примерно 30 градусов.
Гильоширование на станке с программным управлением позволяет создавать изделия высокого качества. Тем не менее, настоящим искусством считается ручная работа: только она раскрывает истинную красоту рисунка.
Применение в ювелирном деле и не только
Гильоширование — техника, популярность которой постепенно падает. Большинство ювелирных брендов предпочитают простые методы обработки металла. Немногие компании осваивают эту технику, а частные — тем более.
Искусство гильоше востребовано в часовом производстве. Тонкими узорами покрывают золотые или серебряные циферблаты,отчего они смотрятся еще более благородно. Технику можно использовать и для маскировки царапин: рисунок из переплетающихся линий прекрасно скрывает дефекты поверхности.
Гильош можно встретить в оформлении зеркал, расчесок, usb-носителей. Компания
Bentley сделала его своим фирменным знаком: рисунок украшает элементы интерьера автомобиля, включая пространство за ручкой дверей и рычаг АКПП. Востребована техника и в полиграфии — ее используют для защиты ценных бумаг.
Видеоматериалы по теме: